Как петь высокие ноты? Лайфхаки и упражнения для развития вашего вокального диапазона
Прежде всего, каждый начинающий вокалист обращает свое внимание на важнейшее дело – постановку голоса. Но с каждым новым изученным приемом, желание петь лучше и лучше становится сильнее. И возникают вполне логичные идеи и задачи: «Как спеть ту самую высокую ноту?».
Проблема пения высоких нот, к сожалению, касается не только новичков. Каждый исполнитель, который стремится к раскрытию своего творческого потенциала, неустанно работает над расширением своего вокального диапазона. В этой статье мы поделимся полезной теорией и упражнениями для того, чтобы вы больше никогда не боялись высоких нот.
Высокая нота в теории
Самое важное, что стоит понимать, начиная свою работу над расширением диапазона, то, что высокая нота не является таковой в физическом плане. То есть, тренируясь петь новые для себя вершины, ни в коем случае нельзя поднимать голову, напрягать тело или всячески пытаться дотянуться до неё физически. Если нота есть в вашем диапазоне, то вы в любом случае сможете её спеть. Что же это значит?
Факт первый. Наш вокальный диапазон, конечно же, не безграничен. Зависит количество высоких нот напрямую от количества низких. Следовательно, низкие ноты – фундамент для пения плотных и уверенных высоких нот. Поэтому распевать свой диапазон нужно как вверх, так и вниз.
Факт второй. Если вы можете спеть высокую ноту легким, «головным» звучанием значит, возможно спеть её и твердым звуком. Но действовать здесь нужно аккуратно! Постепенно «впевая» и делая плотнее с каждым разом новую высокую ноту. На это может уйти не мало времени, но, как мы знаем: «Терпение и труд все перетрут!».
Факт третий. Спеть высокую ноту без яркой подачи практически невозможно. Представьте себе такую ситуацию: «Теннисист заносит ракетку и слабо кидает мяч, или наоборот. Мяч не пролетит далеко, либо ракетка не сделает верный удар из-за отсутствия подачи. Матч провален.» Также и в вокале, если на ноту «не замахнуться», не добавить в звук яркости, не вытолкнуть его из себя, высокая нота так и останется мечтой. Факт четвертый. Следует обращать внимание, во время пения, на то, как именно ведет себя ваш артикуляционный и голосовой аппарат во время пения высокой ноты.
Факт четвертый. Следует обращать внимание, во время пения, на то, как именно ведет себя ваш артикуляционный и голосовой аппарат во время пения высокой ноты.
Что нельзя делать во время пения высокой ноты?
1. Поднимать гортань. Звук, в таком случае, становится плоским, зажатым и небезопасным.
2. Сильно зажимать челюсть. Она должна находится в расслабленном состоянии. Никто уже давно не требует о современных певцов широко раскрывать рот во время пения высокой ноты, но и зажата челюсть быть не должна. Необходимую широту раскрытия челюсти можно проследить самостоятельно, опираясь на красоту и качество звучания ноты в определенном случае. Про правильную артикуляцию мы уже писали здесь.
3. Напрягать тело. В то время, когда вы поете тело должно быть расслабленно. Лишние телесные зажимы только отвлекают и существенно мешают красивому вокалу. Не только физически, но и психологически.
4. Поднимать голову. Пытаться дотянуться до ноты бессмысленно. Голова во время вокала должна быть достаточно статична, если только иное не предполагает сценический номер. У многих новичков во время исполнения голова живет своей жизнью – это не более чем психологическая уловка нашего организма. 5. Кричать или наоборот шептать. Громкость – не залог того, что вы возьмете высокую ноту, а вот правильная подача звука, да. Точно также и шепот невозможен при пропевании высокой ноты. Да, существует прием субтон , но звук этого приема отнюдь не шепотание.
Упражнения для эффективного разогрева голосового аппарата
Конечно, в работе над высокими нотами есть более эффективные упражнения, которые помогают структурировано подготовить голосовой аппарат к пению нот определенной высоты.
Прежде всего, перед пением любых вокальных упражнений необходимо разогреть голосовые связки. Такие простые вокальные разогревы отлично помогут вам подготовить себя к более сложным упражнениям:
1. Самое простое, пожалуй, — помычать на одной или нескольких нотах. Здесь следует не забывать о том, что мычать нужно, стараясь не допускать в звуке большего количества воздуха. Простой совет: «Мычите от разговорной «м». То есть, сначала просто скажите согласную «м», а потом продляйте её. Выберите комфортную разговорную громкость и не забывайте «правильно дышать».
2. Рычание вверх и вниз на несколько нот. Рычать следует на эмоции «улыбка», так, чтобы верхние и нижние зубы были хорошо видны. Здесь также необходима комфортная, но не расслабленная громкость в пропеваемом звуке.
3. Губная трель вверх и вниз на несколько нот. Разогреваясь с помощью этого упражнения, важно помнить: звук здесь направляется скорее в нижнюю челюсть, он должен быть глубоким и звучным, ни в коем случае не плоским.
Эффективные упражнения для развития вашего вокального диапазона
1. Подъем по ступенькам. Упражнение заключается в том, что вы поднимаетесь на слог «да» снизу вверх по нотам, например по гамме, останавливаетесь именно на той самой высокой ноте, которую можете спеть. Повторяете это действие несколько раз, а потом начинаете свой подъем по «лестнице» уже со средних нот, стараясь петь выше и выше. Главное не переусердствовать.
2. Тренировка на слог «хэй». Здесь одновременно тренируется как пение высокой ноты, так и вокальная подача, а также твердая атака звука. Самое важное в этом упражнении – подача. Представьте себе, что резко кидаете мячик. Именно так нужно послать звук на «хэй». Упражнение делаете по гамме снизу вверх, но не отрывочно, а растягивая все звуки с первого до последнего. То есть, упражнение делается на прием «глиссандо».
3. Тренировка по аналогии с первым упражнением, но уже на слог «мо», с добавлением скорости в ритме.
4. «Аяяй», «Оёёй». Упражнение делается сверху вниз, на четыре ноты. Первая гласная ярко и твердо раскрывается, остальные гласные подхватываются резко и четко. Главное, выполняя данное упражнение, не орать его. А делать звук комфортно твердым, не забывая об яркой артикуляции и подаче.
5. Губная трель + «ям». Упражнение делается по аналогии с разогревом, но на второй круг вместо трели добавляется слог «ям». Делается упражнение на одном дыхании, челюсть ярко и технично открывается на «ям». Самое важное здесь, сохранить правильную вокальную позицию губной трели и сразу, без пауз перейти на пение слогов.
6. Самое психологически болезненное упражнение.. Пение на слог «мяу». Делается в технике «тванг» (о нём писали здесь). Выполняя эту тренировку необходимо сделать звук более плоским, плакучим. По аналогии с вторым упражнением делается на «глиссандо», по гамме снизу вверх.
Заключение
Если знать как устроен мир, вас уже не будет удивлять движение планет, гравитация или устройство самолета. Мир не будет казаться таким опасным и неизведанным.
У нас в вокале все точно также. Понимая необходимую теорию, уже не возникает вопросов насчет того, как устроена гортань, где находятся связки или как формируется звук. Углубляясь дальше, в неизведанный мир вокального искусства, открываются все новые грани голоса и звучания. Поэтому наш вам совет – не останавливайтесь в изучении нового и совершенствовании уже знакомого.