Популярные вокальные техники и приемы в эстрадно-джазовом вокале. Обзор с примерами
По мнению большинства людей, эстрадный вокал – дело достаточно простое, не требующее от вокалиста больших усилий. Многие считают, что для красивого вокала нужен только хороший голос и талант. Но мы-то с вами знаем, что правильное пение – большой практический труд и необходимые теоретические знания. И, естественно, этот труд не заканчивается на этапе постановки голоса. Дальше начинается длинный путь в освоении вокальных техник, приемов которые наполняют голос «вкусным» и интересным звучанием.
Бэлтинг
Вокальный прием, который формируется в грудном регистре. Этот звук мы направляем в твердое небо (находится оно за корнями верхних зубов). Но чтобы петь этим приемом, нужно не только правильно направить звук, но и правильно его извлечь. Способ звукоизвлечения в данном случае — твердая вокальная атака. То есть, выйти на этот звук важно именно броском, «ударом», сделать достаточно резкий рывок на громкости. Часто можно услышать в описании этого понятия, что бэлтинг – не что иное, как контролируемый вокальный крик. Бэлтинг отлично помогает прозвучать высоким нотам плотно и «мясисто», не срываться, а плавно и громко литься. Очень часто его в своем творчестве использовала Уитни Хьюстон. В песне «I have nothing» бэлтинговый звук часто прослеживается в припевах.
Дисторшн или расщепление
Прием исполнения, когда к основному звуку примешивается дополнительный звук (шум). То есть, ваш звук совмещается из двух потоков дыхания, которые, кстати, и расщепляются ложными голосовыми складками. Эта техника относится к экстремальным видам вокала и требует большой осторожности в исполнении. Неправильное пение с использованием данной техники, грозит серьёзными проблемами с голосовыми связками. Известными пользователями расщепления считаются такие музыканты: Курт Кобейн из Nirvana, Дейв Гроул из Foo Fighters, Дамиано Давид из Maneskin и Келли Джонс из Stereophonics. Но расщепление возможно и в ответвлениях такого жанра музыки, как поп – яркий пример Майли Сайрус, которая последние годы часто расщепляет звук во время пения.
Скрим
Вокальная техника, основанная на приеме расщепления голоса. Во время скриминга голосовые связки смыкаются и перестают вибрировать, после чего голос делится надвое: тональный звук и шумный крик. Исполняется скрим в верхнем головном регистре – фальцете, который далее переходит практически в визг. Но за счет расщепления, «визг», создаваемый в такой технике, не звучит излишне звонко, а наоборот дает яркости и драйвовости вашему звучанию. Техника, естественно, считается экстремальной и должна выполняться под присмотром преподавателя. Яркий представитель правильного и красивого скрима – солистка группы «Слот».
Йодль
Вокальный прием, который подразумевает под собой резкие переходы между головным и грудным регистрами, и обратно. Мы уверены, что вы слышали йодль в тирольском пении, но это не единственный вокальный жанр, где можно использовать этот приём. Например, в своем творчестве йодлем пользуется Адель.
Субтон
Прием, формирующийся в грудном регистре. Звук при этом идет параллельно выходящему воздуху. То есть, чтобы использовать эту технику нужно минимизировать напряжение в связках, следить за потоком воздуха при выдохе и петь мягким звуком одновременно добавляя воздух. Главное помнить, субтон не равен шепоту. Такое мягкое звучание присуще всеми известной Кристине Орбакайте.
Тванг
Дословно «гнусавый звон», прием, который характеризируется звонким и резким звучанием. Часто этим приемом пользуются для того, чтобы сделать звук громче и звонче, избавиться от зажимов во время пения. Для того чтобы тванг получился нужно: поднять гортань и сделать её узкой, язык при этом должен находится в высоком положении, а выдох строго контролироваться. Существует две разновидности тванга: оральный и назальный. Формируется оральный тванг также как и назальный, только звук здесь резонирует во рту, поэтому он широко раскрыт при пении этого приема. При назальном тванге звук резонирует в носоглотке и носовых пазухах, он более резкий по сравнению со звуком орального тванга. Признанной королевой тванга принято считать джазовую певицу Нину Симон.
Край
Дословно «плач», прием при котором звук получается высоким и звонким, он хорошо резонирует в носу и лице. При «плаче» связки хоть и смыкаются тонко, но воздух не пропускают, а смыкаются плотно. Заходят на эту технику с хныканья, звук получается слегка плаксивым. Этот прием сильно облегчает пение переходных и высоких нот – пение не срывается на крик, а звучит плотно и звонко. Часто край используется в таких жанрах как: RnB и соул. Алиша Киз – эталон точного и техничного использования приема «cry».
Заключение
Конечно, это далеко не все существующие вокальные техники и приемы. Но, пожалуй, самые интересные и часто использующееся, на данный момент. Красивое пение – это не только про четкое интонирование и красивый тембр, но и про усердную работу над своим голосом, поиски своего индивидуального звучания и стиля. Используя техники, о которых мы рассказали вам в этой статье, вы перешагнете ступень новичка и станете настоящим вокальным профи.