Как научиться петь. Три кита – основы обучения вокальному мастерству

В древние времена наши предки, за неимением других вариантов, считали, что земля покоится на спинах трех китов. Уже потом, в связи с расширением представления о мире, человечество поняло, что Земля вращается вокруг Солнца, а окружает их бескрайний космос.

Также происходило и с вокальным мастерством. Годы назад одни из первых советских педагогов по вокалу, такие как: Коротеева С; Дмитриев Л; Пекерская Е. и Стулова Г; писали в своих методических пособиях про пользу широкой артикуляции, общеизвестного «академического вдоха» и запредельно четкой дикции.

Естественно, что с течением времени многие понятия, упражнения и методики советских авторов просто на просто устарели. Появлялось все больше доступной музыкальной литературы, время не стояло на месте. Наша русская певческая школа, которая, кстати, была заимствована у зарубежных вокальных мастеров, но переработана под отечественные нужды, начала расширяться и модернизироваться.

Эстрадное пение, которое раньше совмещало в себе задатки будущей эстрады и часть академического вокального искусства, превратилось в эстрадный вокал. Академическое пение, или как многие привыкли слышать – оперное пение, отделилось от эстрады окончательно и стало уникальной творческой единицей. В профильных институтах начали преподавать отдельные дисциплины – эстрадный, академический и народный вокал. Потребность в новых, передовых, а главное в уникальных методиках росла с каждым днем. И, положа руку на сердце, их появлялось очень много. Но все «свежие» веяния объединяло одно – те самые три кита, на которых держится мастерство вокалиста.

Первый и самый большой кит – дыхание

Большая каменная глыба, на которой жило человечество с времен сотворения мира лежала на спинах трех могучих древних животных – синих китов. Один из них, самый мудрый и большой первым взял на себя ношу, пытаясь спасти от тяжелой участи своих товарищей. Старый, но необычайно сильный он взвалил на свою спину тяжесть мира, чтобы он не затерялся в мировом океане.

Так считали наши предки, а вокальные педагоги позаимствовали идею, чтобы каждому новичку в вокальном искусстве была ясна важность теории, упражнений и вокальных столпов.

Пожалуй, важнейший этап обучению вокалу – формирование правильного певческого вдоха и выдоха. Так как физиологически каждый человек, не касающийся дыхательных гимнастик, дышит верхнереберным типом дыхания, вопрос создания правильного вдоха остается навечно открытым. В эстрадном вокале используется другой тип вдоха, поэтому каждому новичку в певческом деле приходится принять страшную истину – он всю жизнь дышал неправильно. Кого-то этот забавный факт веселит, а кого-то пугает. Но поспешу Вас успокоить, научится правильному вдоху несложно, плюс — это даже полезно.

Практически во всех вокальных методиках, которые были проверены временем, используется диафрагмальный или же нижне-брюшной тип дыхания, который по природе своей естественен в дыхательной системе мужчин. Девушкам же не последний раз повезло меньше. Эволюция, дав женщинам возможность к рождению ребенка, сигнализировала дыхательной системе – для прекрасных дам нужен верхне-реберный тип дыхания. Но, все выше сказанное отнюдь не значит, что мужчинам не нужно учиться певческому вдоху. Ведь вдох – вершина айсберга, а все что скрывается под водой – выдох. Ранее мы уже говорили о том, что нетрудно научится правильному вдоху, труднее же обучиться контролируемому выдоху.

На помощь тем, кто постигает вокальное мастерство приходят дыхательные гимнастики. Из множества оздоровительных гимнастик еще советские вокальные педагоги выбрали гимнастику А.Н. Стрельниковой. Изначальная её функция – очищать слизистую дыхательных путей и укреплять дыхательную мускулатуру, помогать в реабилитации больным бронхитом, гайморитом и так далее. Но сама по себе дыхательная гимнастика Стрельниковой была больше оздоровительной, что несомненно здорово, но она не утоляла потребностей вокалиста, поэтому великие умы годами модернизировали её, чтобы в будущем начинающие певцы смогли самостоятельно работать над своим дыханием.

Правильных вдох певца должен быть коротким и резким, без лишних призвуков и напряжения в теле. Ведь, как известно, артист поест на выдохе, а не на вдохе, поэтому нужда в длительном вдохе попросту отпадает.

В разных вокальных пособиях приводятся аргументы против вдоха ртом, где-то глаголется о вреде вдоха через нос. Но, если покопаться в методических пособиях, полистать книги по вокальной анатомии можно понять, что вдох через рот также безопасен, как и вдох через нос. Как говорится, кому как удобнее и комфортнее. Выдох же во всех певческих пособиях описывается одинаково – он должен быть плавным и ровным, ведь от этого зависит качество звука. Выдох должен быть контролируемым и длительным, поэтому в подавляющем большинстве упражнений на дыхание делается упор именно на выдох.

И приступая к занятиям по вокалу, стоит не забывать о важности процесса формирования правильного вдоха и выдоха. Как бы ни был красив Ваш тембр – без эффективного вдоха и выдоха не получится взять ни одной высокой или низкой ноты, не замахнешься на песни с красиво тянущимися фразами, а также будет отсутствовать вокальная выносливость.

Говоря простым языком, профессионального вокалиста о певца-любителя отличает то, что первый исполнитель поет, не нанося вреда своему голосовому аппарату, имеет возможность брать сложнейший репертуар и апеллирует множеством вокальных приемов и техник.

В дыхании – жизнь, а в правильном певческом вдохе и выдохе начинается творческий путь исполнителя.

Артикуляция – второй кит, который пришел на помощь самому великому из китов.

Плечи громадного и пока единственного кита, который держал на своей спине все человечество, уже было опускались, но на помощь пришел ближайший соратник древнего кита. Легким движением хвоста он подвинул старого товарища и принял тяжесть людского бытия на свою крепкую спину.

Как день не может существовать без ночи, а Земля без Луны и Солнца, также и работа с дыханием бесполезна без полезной науки – артикуляции.

Прямое понятие артикуляции звучит так: Артикуляция — это совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В вокале же, артикуляция — это правильная работа группы мышц губ, щек, челюсти и языка. И это понятие встречается не только в пении, конечно же. К изучению артикуляции прибегают актерские мастерские и вузы, педагоги по сценическому мастерству и ораторскому искусству.

По своим принципам и законам навык артикуляции помогает человеку орудовать мышцами лица так, чтобы оппоненту или зрителю было понятно каждое произнесенное слово. К артикуляционному искусству прибегали короли и императоры, президенты, певцы и профессора университетов – все те люди, которым важно быть понятыми и услышанными.

Наш артикуляционный аппарат состоит из артикуляционных органов, а именно – верхняя и нижняя губа, зубы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки, свинка языка и кончик языка. Все вышеперечисленные органы создают возможность для произношения, а в нашем вокальном случае, для пропевания отдельных слов и фраз. Фактически, артикуляционный аппарат является главным настройщиком голоса.

В работе над формированием правильного навыка артикуляции важно понимать, что это кропотливый процесс, который доводится буквально до автоматизма (должна активироваться мышечная память). Способствуют улучшению работы артикуляции различные упражнения.

Например:

  1. Для «прокачки» мышц губ их складывают в «трубочку», держат в напряжении несколько секунд, а затем выводят в положение улыбки, также держа несколько секунд в напряжении.
  2. Чтобы активизировать мышцы языка, им проводят круговые движения по зубам в положении закрытого рта. Упражнение делается в течении одной минуты.
  3. Челюстные мышцы хорошо включаются в работу с помощью медленного и напряженного открывания и закрывания рта. Упражнение продолжается пока ученик не почувствует покалывание или напряжение в челюсти. Самое главное – никаких резких движений при открывании рта, это может быть чревато последствиями, к примеру — вывих челюсти.

Также среди вокальных и театральных педагогов популярны упражнения с пробкой во рту – ученик проговаривает скороговорку с деревянной винной пробкой в зубах. Или разговор короткими предложениями с закрытым ртом.

Часть этих тренировок нацелена активную работу группы артикуляционных мышц и органов. Более подробно, с полезными упражнениями на развитие и формирование навыка артикуляции, Вы сможете ознакомиться здесь.

Ну, и самая «соль», иными словами, польза артикуляции конкретно для вокала – артикуляция гласных при пении. Этот навык делает из начинающего певца игрока не самого последнего дивизиона.

Артикуляция гласных заучивается на живом примере – правильное положение при произношении каждой из гласных на себе показывает педагог по вокалу, либо показывается картинка, на которой доступно и понятно показан артикуляционный аппарат при пропевании той или иной гласной буквы. Важность правильного пения гласных обуславливается сложной фонетикой русского языка, что редко замечается нами в обычной речи. Чего не скажешь о практике в вокале.

Многие новички в певческом искусстве говорят о том, насколько проще петь песни на английском языке. Отсюда появилась поговорка, которая передается из уст одного педагога по вокалу в другие: «Петь на английском языке может каждый, а на русском – только профессионал».

Также при необходимости учеником заучивается таблица с артикуляцией согласных букв, но требуется это крайне редко.

Должно понимать, что артикуляция не менее важный процесс по сравнению с формированием певческого вдоха и выдоха. И стоит уделять равное внимание как первому, так и второму «киту», начиная свой путь в мир музыки.

Но не могло же быть так просто, все-таки мы исследуем мудрёный путь вокального искусства. Поэтому пришло время огорошить Вас. Артикуляция отдельно от дикции – бесполезно потраченное время. И сейчас мы расскажем Вам почему.

Дикция – третий из самых могучих древних китов при обучении вокалу

Как мы с Вами уже знаем, вокал нелегкое, но очень интересное дело. Дыхание и артикуляция – важнейшие аспекты в освоении и постановке певческого голоса. Но почему в предыдущем разделе мы писали о том, что артикуляция и дикция должны существовать только вместе?

Будем отталкиваться от понятия: Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи, а ясность и чистота речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Прочитав понятие слова «дикция», становится ясно, как день, что артикуляция – это один из инструментов дикции и существовать друг без друга они могут. Все равно, что физика будет существовать без математических вычислений или зима перестанет сменяться другими временами года.

Упражнения на развитие отчетливости и четкости звука, то есть на дикцию, во многом похожи на тренировки артикуляционного аппарата, можно даже сказать, что они общие. Провести свою первую тренировку отчетливого произношения звуков и букв Вы сможете после прочтения нашей следующей статьи «Полезные упражнения для развития дикции и артикуляции».

Но есть одно «но», в понятие дикции кроме правильной артикуляции также входит: отчетливая дикция и манера произношения. Грубо говоря, дикция включает в себя все артикуляционные тренировки и упражнения, к которым добавляются упражнения на манеру произношения. Манера произношения, в свою очередь, тренирует тембр и интонацию исполнителя.

Интонация – это тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего. Множество вокальных тренировок и распевок нацелены на выработку правильной вокальной интонации, фразировки и динамики. На этапе, когда учеником уже освоены техника дыхания и работа с артикуляционным аппаратом начинается «работа над словом», изучение вокальных техник, создание правильной интонации, а также поиск своего неповторимого звучания( на этом этапе человек уже понимает, как звучит его неповторимый тембр и как с ним работать).

Благодаря всему вышеперечисленному и сказанному мы можем сформулировать ответ на вопрос: «Почему навык дикции и артикуляции осваивается только вместе?»

Потому что дикция – есть артикуляция, но артикуляция еще не есть дикция. Понятие дикции более обширно и разносторонне, но все же невозможно без изучения артикуляции и работы с артикуляционным аппаратом.

«Три кита» заложат плотный и долговечный фундамент вверх которого Вы с помощью педагога по вокалу возведете еще много блоков знаний. Но дабы выдержала хрупкая земля поток информации и количество узнанного Вами, заложите крепкий фундамент, который прорастет в землю и надолго укрепит следующие блоки для новой интересной информации.

Применить на себе все полученные, после прочтения данной статьи, знания, а также проверить на себе пользу «Трех китов» конкретно для вокала, Вы сможете на бесплатном пробном занятии.

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

Пробное занятие – это бесплатное занятие, на котором вы познакомитесь с наставником и на практике попробуете себя в желаемом направлении
Имя должно быть заполнено и содержать только буквы
Проверьте правильность номера
Проверьте правильность почты
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

record