Цвет, свет и тень в живописи. Влияние источников освещения на работу художника

Создавая живописную работу, художник непрерывно анализируют множество аспектов, влияющих на композицию, передачу настроения, гармонию. Одними из элементов, без которых живописи бы не существовало вовсе, являются цвет и свет. Они же выступают в качестве инструментов, необходимых для решения вышеперечисленных задач.

Что же такое цвет и как использовать его в своих работах?

Важным для понимания работы цвета, является изучение цветового круга. Правильное его использование поможет сделать работу гармоничной. Цветовая гармония в живописи – это баланс между цветовыми пятнами. Их равновесие, сочетание теплых и холодных оттенков. Разобраться в том, что такое теплые и холодные оттенки, также поможет цветовой круг.

цветовой круг иттена

Если условно разделить цветовой круг на две части, то к теплым относятся желтый, оранжевый и красный, к холодным – синий, зеленый и фиолетовый цвет.  Но важно отметить, что все цвета, могут быть как теплыми, так и холодными, их теплохолодность будет зависеть от окружающих предметов и освещения.

Одним из важных трудов, который описывает различные цветовые сочетания и влияние окружения на восприятие, является книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена. В ней он обширно раскрывает тему субъективного восприятия цветовой гармонии, а также разбирает различные вариации цветовых сочетаний. Иными словами, один и тот же цвет может вызывать кардинально отличные друг от друга эмоции, ассоциации и мысли у разных людей. Восприятие цвета уникально настолько, насколько уникален каждый отдельно взятый человек. Иттен является и создателем цветового круга в том виде, который представлен выше.

Цветовой круг даёт понимание художнику, как основные цвета (красный, синий, желтый) смешиваются для создания вторичных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый), и как эти цвета сочетаются в различных комбинациях.  

В каждой живописной работе художник решает те или иные задачи. Так, с точки зрения цвета, существуют работы в сдержанной, контрастной и смешанной гамме. Контрастные цвета расположены на цветовом круге друг против друга. Использование данных цветов в своей работе может придать картине динамичность и живость. Такие цвета называются комплементарными. 

В сдержанной гамме используются рядом стоящие цвета. На цветовом круге они называются аналоговыми. Эта палитра подойдет, если нужны мягкие переходы между цветами, без резких акцентов.

аналоговые цвета в цветовом круге

Работы в смешанной гамме создаются на основе баланса тёплых и холодных оттенков. В такой композиции важно, чтобы соблюдалось равновесие.

Наиболее яркими примерами, отражающими колоссальную работу с цветом, являются картины импрессионистов. Основой картин которых были передача цвета, света и воздуха. Одним из таких мастеров света и цвета является Клод Моне, который использует в своих работах разные виды контраста: цветовой, контраст светлого и темного, теплого и холодного, по насыщенности и площади цветовых пятен. Эти приёмы помогают художнику Передать настроение, усилить или смягчить воздействие цвета, создать нужный оптический эффект.

Поработав с цветовым кругом, стоит отметить, что в его основе лежат чистые цвета — не содержащие никаких примесей. Но в природе не существует их, потому как каждый оттенок зависит от света, окружающих предметов и рефлексов.

Рефлекс в живописи

Рефлексы – отражения одних объектов на поверхности других. Данные отражения находятся в теневой части предметов и потому не могут быть светлее полутонов.

рефлекс в живописи

Тон задаёт интенсивность цвета, заключает в себе его насыщенность, яркость и светлоту. Насыщенность цвета – то, насколько цвет чистый, как далеко он расположен от аналогичного по светлоте серого цвета.

Рефлексы в рисунке и живописи передаются разными способами. В работах графическими материалами отражения создаются за счет нахождения светлых отблесков в собственной тени. В живописи же, помимо интенсивности рефлекса с точки зрения яркости, необходимо учитывать и влияние цвета, его искажение на отражающей поверхности.

На этюде ниже отлично видно, как на светлом предмете отражаются цитрусовые, на нём же мы видим рефлексы от фона и бутылки.

Важно понимать, что интенсивность отражения зависит от того, какая текстура у того или иного предмета. Так на матовой бутылке рефлекс не может быть настолько активным, как на ёмкости с глянцевой поверхностью. Размер объекта, который является источником отражения, также влияет на рефлекс. Чем больше предмет, тем крупнее будет и отражение. 

В зависимости от того, какие перед нами предметы, какова их отражающая способность, поглощают ли они свет и что является основным источником освещения, будет строиться вся картина. Рефлексы будут работать только в том случае, когда правильно будут найдены цветовые и тональные соотношения, будет учтена теплохолодность, степень освещенности каждого отдельного предмета.

Освещение в живописи

Важным аспектом в живописи является освещение. Источники света бывают двух типов, о которых мы расскажем дальше.

Естественное

К таким источникам освещения относят: Солнце, Луну, Звёзды. На примере работ, представленных ниже, можно проследить зависимость цвета от света. В качестве единственного источника освещения выступает Луна. Она даёт холодный, едва очерчивающий контуры объектов свет. Данная картина является замечательным примером того, что цвета в природе не существует вовсе. Есть световые волны определенной длины, которые попадая на сетчатку глаза, вызывают в мозгу субъективные ощущения цвета. Таким образом, если поместить один и тот же предмет в условиях разного освещения, то можно проследить как будет изменяться цветовое восприятие данного объекта.

естественное освещение в живописи

Искусственное

Искусственными источниками света в живописи могут являться любые источники света, созданные человеком: лампы, фонари, свечи и другие. Кроме того, освещение может быть смешанным. Так, в работе Маковского, представленной ниже – изображено несколько источников освещения:

– Естественный. К нему относится холодный свет Луны из окна.

– Искусственный. В самой горнице присутствуют свечи, дающие теплый свет.

На примере данной работы можно отметить и то, что источники освещения помогают художнику не только задавать общую атмосферу картины, но и выделять главное. Свет из окна, благодаря своему направлению, ведет взгляд зрителя к основной сцене, разворачивающейся на картине – процессу гадания. Лампада на полу, рядом с девушками так же размещена там неслучайно, если убрать данный источник освещения, то центр композиции сместится на сидящую у окна девушку. Дополнительными источниками освещения можно подчеркнуть и важные детали. В данной работе автор выделяет свечой красный угол.

Тени в живописи

Если свет теплый, то тень будет холоднее и наоборот. Данное правило работает для естественных источников освещения, но стоит учитывать, что на свежем воздухе свет будет отличаться от того, что идёт из окна, а значит и тень будет изменяться. В местах, куда попадает яркий свет, не прослеживаются оттенки цвета, а вместо нюансов и плавных переходов мы наблюдаем контрасты.

Нюанс – мягкий переход от одного оттенка к другому.

Контрастное освещение даёт чёткие яркие тени, с более выраженными переходами между светлыми и темными областями. Если предметы при таком освещении находятся близко к источнику света, то граница между светом и тенью будет четко прослеживаться, помимо этого, цветовые рефлексы и градации тона также будут ярко выражены.

тени в живописи

В пейзаже Юрия Дмитриевича Васендина «Часовня на опушке» мы чётко видим, как работает ранее описанная динамика тёплых и холодных оттенков. Важно учитывать, что внутри света и тени также существует теплохолодность. В контрастном пейзаже, внутри холодных теней обязательно будут прослеживаться и теплые рефлексы.

Таким образом, цвет свет и тень в живописи тесно связаны. Лишь постоянно изучая и наблюдая за данными явлениями, можно прийти к интересным решениям в работах, как с точки зрения колористики, так и композиционно.

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

Пробное занятие – это бесплатное занятие, на котором вы познакомитесь с наставником и на практике попробуете себя в желаемом направлении
Имя должно быть заполнено и содержать только буквы
Проверьте правильность номера
Проверьте правильность почты
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

record