Анатомия человека для художников. Первый шаг к рисованию человека. Базовые понятия человеческих пропорций

Понимание анатомии имеет решающее значение для художников, желающих передавать реалистичные и выразительные фигуры. Анатомические знания позволяют художникам:

  1. Точно изображать пропорции и форму человеческого тела
  2. Улавливать и передавать различные движения и жесты
  3. Выражать эмоции и намерения через телодвижения
Анатомия человека для художников

Основные структуры анатомического рисунка

Скелет. Каркас тела, определяющий его форму и поддержку.
Мышцы. Мягкие ткани, обеспечивающие движение и придающие объем телу.
Суставы. Участки, где кости соединяются, позволяя человеку двигаться.

Скелет человека

Рисование скелета человека — ценный навык в искусстве, анатомии и биологии. Точное изображение человеческого скелета требует понимания пропорций и анатомических ориентиров.

Шаг 1. Определение общей формы человека

Начните с наброска простой овальной формы для черепа. Проведите вертикальную линию от основания черепа вниз к тазу. Это линия позвоночника. Нарисуйте две косые линии, простирающиеся от плечевых суставов до таза, представляющие собой руки. Проведите две дуги, выступающие от таза, представляющие собой ноги.

рисование человека

Шаг 2. Детализация черепа человека

Начните с простого эллипса – это будет основой черепной коробки. Под ним нарисуйте примерно такую же по ширине, но более короткую и слегка изогнутую форму – это нижняя челюсть (мандибула). Нижняя челюсть не симметрична идеально. Соедините эти две формы плавными линиями, чтобы обозначить переходы.

  1. Нарисуйте две круглые глазницы на передней части эллипса. Они должны быть примерно на одной высоте и на одинаковом расстоянии друг от друга. Обратите внимание на их слегка конусообразную форму, углубляющуюся внутрь.
  2. Под глазницами нарисуйте грушевидное отверстие для носа. Обратите внимание на его неровные края и форму.
  3. Простройте зубы на нижней челюсти. Они не все одинаковые по форме и размеру. Верхние зубы обычно немного крупнее.
  4. Над глазницами нарисуйте два небольших возвышения – лобные бугры.
  5. Задняя часть эллипса – это затылочная кость. Она закругленная и слегка выступает.
  6. По бокам черепа, за глазницами, находятся височные кости. Они имеют слегка вогнутую форму.
  7. Скуловые кости соединяются с височными и верхнечелюстными костями.
  8. Верхняя челюсть (максилла) образует верхнюю часть рта и часть носовой полости.
рисование человека анатомия черепа

Шаг 3. Прорисовка позвоночника человека

Начните прорисовку с длинной, слегка изогнутой линии, которая будет представлять собой общую форму позвоночника. Он не прямой, а имеет естественные изгибы: шейный лордоз (изгиб вперед в области шеи), грудной кифоз (изгиб назад в области грудной клетки), поясничный лордоз (изгиб вперед в пояснице) и крестцовый кифоз (изгиб назад в крестце).

Разделите эту линию на пять основных сегментов: шейный (7 позвонков), грудной (12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестец (5 сросшихся позвонков) и копчик (3-5 сросшихся позвонков). Длина сегментов не одинаковая, грудной отдел самый длинный, шейный — самый короткий.

В каждом сегменте наметьте отдельные позвонки. Не нужно рисовать каждый позвонок идеально, достаточно схематического представления. Позвонки увеличиваются в размерах по направлению к крестцу, кроме шейных, они немного меньше грудных. Для упрощения, можно изобразить позвонки как овалы или короткие прямоугольники, наложенные друг на друга вдоль линии позвоночника.

Крестцовая кость изображается как треугольная кость, которая образуется путем срастания пяти позвонков. Копчик изображается как небольшая заостренная кость под крестцом.

рисование человека позвоночник

Шаг 4. Рисование грудной клетки человека

Начните с грудной кости (грудины). Она имеет три части: рукоятку (верхняя часть, соединяется с ключицами), тело (средняя, самая длинная часть) и мечевидный отросток (нижняя, заостренная часть). Нарисуйте ее как слегка изогнутую вертикальную пластину, сужающуюся к низу.

Истинные ребра (1-7 пары)

Непосредственно соединяются с грудиной хрящами. Нарисуйте их как дугообразные линии, отходящие от позвоночника и соединяющиеся с грудиной. Они не параллельны друг другу, а имеют определенный наклон.

Ложные ребра (8-10 пары)

Соединяются с грудиной косвенно, через хрящи предыдущих ребер. Их линии должны быть более короткими и менее наклонными, чем истинных ребер. Нарисуйте их так, чтобы они соединялись с хрящом вышележащего ребра.

Колеблющиеся ребра (11-12 пары) не соединяются с грудиной вовсе. Они короткие и заканчиваются свободно в мышцах передней брюшной стенки. Изобразите их как короткие, плавно закругленные дуги, направленные вперед и вниз.

Рисование грудной клетки человека

Шаг 5. Рисование плечевого пояса и рук человека

Начните с S-образной кости, соединяющей грудную клетку с лопаткой. Она расположена горизонтально над первым ребром. Её медиальный конец, ближе к центру тела, соединяется с грудиной, а латеральный, дальше от центра – с лопаткой.

Лопатка – треугольная плоская кость на задней стороне грудной клетки. Она не напрямую соединяется с грудной клеткой, а движется по ней. На рисунке обратите внимание на внешний край лопатки, соединяющийся с ключицей и ость лопатки.

Конец плечевой кости, расположенный ближе к телу, имеет головку, которая входит во впадину лопатки. Другой конец, расположенный дальше от тела, образует сустав локтя.

Локтевая кость и лучевая кость, две кости предплечья. Локтевая кость расположена медиально (со стороны мизинца), а лучевая – латерально (со стороны большого пальца). Они соединены между собой, позволяя вращать предплечье. На рисунке важно показать их относительно друг друга. Запястье (8 костей), пясть (5 костей) и фаланги пальцев (14 костей). Их точное расположение менее важно для общего рисунка, но знание их наличия поможет создать более реалистичную форму руки.

рисование человека анатомия

Шаг 6. Рисование ног и тазобедренного сустава человека

Начните с простого схематического рисунка: овала для каждой подвздошной кости, треугольника для крестца и маленького круга для копчика. Соедините эти формы, чтобы создать базовую форму таза. Добавьте подвздошный гребень, он идёт от передней верхней подвздошной ости до задней верхней подвздошной ости. Эти ости важны для определения положения и поворота таза.

Нарисуйте лобковые кости и седалищные кости, чтобы завершить форму. Лобковая кость, расположена спереди, образует лобковый симфиз (соединение двух лобковых костей). Седалищная кость, расположена снизу и сзади. На ней мы сидим. Учтите, что таз имеет изгибы и не является плоской поверхностью. Наблюдайте за анатомическими изображениями, чтобы понять трехмерность.

Ноги начните прорисовывать с простых цилиндров для бедренных костей, большеберцовых и малоберцовых костей. Учитывайте угол наклона бедренных костей относительно таза.

Бедренная кость, самая длинная кость в человеческом теле. Она соединяется с тазом в вертлужной впадине и с большеберцовой костью в колене. Обратите внимание на большой и малый вертел – костные выступы на верхней части бедренной кости.

Добавьте наколенники. Коленная чашечка, защищающая коленный сустав. Прорисуйте кости стопы, используя упрощенные формы, чтобы избежать ненужной детализации на начальном этапе.

рисование ног человека

Мышцы человека

Понимание расположения и формы мышц – ключ к созданию реалистичных и убедительных изображений человеческого тела.

Шаг 1. Определение пропорций человеческих форм

Прежде чем приступать к рисованию мышц, важно установить правильные пропорции. Существуют различные методики, основанные на использовании головы как модуля измерения. Классическая система предполагает, что высота взрослого человека составляет около 7-8 голов. Однако, это лишь приблизительное значение, и индивидуальные вариации возможны. Важно понимать, что пропорции меняются в зависимости от возраста, пола и телосложения.

Ключевые ориентиры для определения пропорций при рисовании человека

  1. Голова, служит основным модулем измерения.
  2. Ширина плеч обычно равна двум длинам головы.
  3. Ширина таза приблизительно равна ширине плеч у мужчин и чуть меньше у женщин.
  4. Длина ног составляет приблизительно половину общей высоты тела.
  5. Длина рук обычно равна длине ног.
пропорции человека для рисования

Шаг 2. Рисование мышц головы и шеи человека

Мы рассмотрим лишь наиболее заметные и важные мышцы, которые влияют на прорисовку лица человека.

1. Грудино-ключично-сосцевидная мышца, это пара крупных мышц, расположенных по бокам шеи. Начинаем рисовать их от грудины, пуская линию через ключицу и крепим к отростку височной кости. Они играют ключевую роль в наклоне и вращении головы. При напряжении они создают характерный рельеф на шее.

2. Хотя трапециевидная мышца находится на спине и плечах, её верхние волокна заметно влияют на форму шеи. Начинаем намечать их от затылочной кости и остистых отростков шейных позвонков, протягиваем линии к ключице и лопатке. Они участвуют в поднятии плеч и повороте головы.

3. Подчелюстная мышца, расположена под нижней челюстью, состоит из двух частей, которые соединяются посредством промежуточного сухожилия. Крепится к нижней челюсти и подъязычной кости. Участвует в открывании рта.

4. Щечные мышцы, прорисовываем в щёчных и скуловых впадинах и протягиваем, намечая их фактуру к верхним и нижним челюстям.

5. Жевательные мышцы начинаем рисовать на боковой поверхности нижней челюсти, и протягиваем линии до скуловой кости и нижней челюсти. Явно выражены при напряжении, например, во время жевания.

6. Лобно-затылочная мышца, состоит из лобной и затылочной частей, которые соединяются апоневрозом (сухожильным шлемом), который мы протягиваем на большую часть черепа. Они участвует в поднятии бровей и сморщевании лба.

Рисование мышц головы и шеи человека

Шаг 3. Рисование мышц груди человека

Большая грудная мышца, самая большая и поверхностная мышца груди. Она имеет веерообразную форму и состоит из трех пучков:

  1. Ключичный пучок, начинаем намечать от медиальной половины ключицы.
  2. Грудинно-реберный пучок, прорисовываем от грудины и верхних ребер.
  3. Брюшной пучок, начинаем рисовать от передней стенки прямой мышцы живота.

Все три пучка сводим и прикрепляем к большому бугорку плечевой кости. Эта мышца приводит плечо к туловищу, разгибает и вращает внутрь плечо. На рисунке она создает основную массу и форму груди.

Малая грудная мышца, расположена под большой грудной мышцей. Рисуется треугольной формы и начинается от третьих и пятых ребер. Прикрепляется к клювовидному отростку лопатки. Она опускает плечо и тянет лопатку вперед и вниз. На рисунке обычно не видна под большой грудной мышцей, но влияет на ее форму и положение.

Передняя зубчатая мышца не считается строго грудной мышцей, она находится на боковой поверхности грудной клетки и сильно влияет на внешний вид грудной области, особенно у людей с сильным мышечным рельефом тела. Начинаем её вести от верхних восьмого и девятого ребер и прикрепляем к медиальному краю лопатки. Она тянет лопатку вперед и вращает ее вверх. На рисунке мышца видна сбоку, создавая эффект рельефа.

Рисование мышц груди человека

Шаг 4. Рисование мышц живота человека

Мышцы живота образуют так называемый мышечный корсет, обеспечивающий поддержку, внутренних органов и участвующие в движениях туловища.

  1. Прямая мышца живота, длинная, вертикальная, начинаем её намечать от лобковой кости и ведём до реберной дуги. Делим её на сегменты поперечными сухожильными перемычками, которые создают характерные «кубики» пресса. Эта мышца отвечает за сгибание туловища вперед, наклон в стороны.
  2. Наружная косая мышца живота, поверхностная, широкая, волокна которой прорисовываем косо вниз и заворачиваем их внутрь. Крепим мышцу к ребрам с пятого по двенадцатое, ведём линию через подвздошный гребень и крепим к лобковой кости Эта мышца отвечает за сгибание туловища вперед, вращение туловища в противоположную сторону.
  3. Внутренняя косая мышца живота, расположена под наружной косой мышцей. Волокна начинаем рисовать по направлению косо вверх и заворачиваем их внутрь. Линию начинаем вести от подвздошного гребеня, через паховую связку к поясничной фасции и ребрам. Эта мышца обеспечивает сгибание туловища вперед, вращение туловища в свою сторону.
  4. Поперечная мышца живота, самая глубокая, волокна которой прорисовываем горизонтально. Прикрепляем их к подвздошному гребеню, проводим через паховую связку, реберные хрящи, поясничный позвонок. Она отвечает за сжатие живота, стабилизация туловища.
Рисование мышц живота человека

Шаг 5. Рисование мышц спины человека

Мышцы спины отвечают за выпрямление туловища, движения рук и головы. Рассмотрим наиболее важные в изображении человека.

  1. Трапециевидная мышца, большая и широкая, покрывающая верхнюю часть спины. Выше про неё уже говорилось.
  2. Широкая плоская мышца, расположенная на нижней части спины. Начинаем её рисовать от остистых отростков нижних грудных и поясничных позвонков, проводим линию через подвздошный гребень, ребра и крепим к плечевой кости. Эта мышца отвечает за разгибание, приведение и вращение плеча внутрь.
  3. Ромбовидные мышцы, две мышцы (большая и малая), расположенные между лопатками. Начинаем вести их от остистые отростки грудных позвонков и крепим на медиальный край лопатки. Они отвечают за сведение лопаток к позвоночнику.
  4. Выпрямляющие мышцы спины, глубокая группа мышц, проходящая вдоль всего позвоночника. Они состоят из нескольких мышц (подвздошно-реберная, длиннейшая, остистая), которые разгибают позвоночник и осуществляют его наклон в стороны. Начинаем рисовать эти мышцы от крестца, проводя через подвздошную кость и крепь их к остистым и поперечным отросткам позвонков.
Рисование мышц спины человека

Шаг 5. Рисование мышц рук человека

Рука состоит из трех основных частей: плечо, предплечье и кисть. Мышцы делятся на две группы, переднюю (сгибатели) и заднюю (разгибатели).

Передняя группа плеча

  1. Двуглавая мышца плеча (бицепс), самая заметная мышца плеча, сгибает руку в локтевом суставе и вращает предплечье. Прорисовывать начинаем от лопатки, проводим через плечевую кость и крепим к лучевой кости.
  2. Клювовидно-плечевая мышца, помогает сгибать руку в локтевом суставе. Крепится к клювовидному отростку лопатки и к локтевой кости.
  3. Брахиалис, находится под бицепсом, сгибает руку в локтевом суставе. Крепится к плечевой кости и к локтевой кости.

Задняя группа плеча

  1. Трехглавая мышца плеча (трицепс), разгибает руку в локтевом суставе. Крепится к лопатке и плечевой кости, а также к локтевому отростку локтевой кости.

Передняя группа предплечья и кисти

  1. Пронатор круглый, начинаем рисовать от медиального надмыщелка плечевой кости и локтевой кости, крепим к лучевой кости. Участвует в вращении предплечья внутрь. Хорошо видна в нижней части предплечья при сгибании.
  2. Пронатор квадратный, расположен глубоко, соединяет дистальные концы лучевой и локтевой костей. Не видна под поверхностными мышцами.
  3. Лучевой сгибатель запястья, начинается от медиального надмыщелка плечевой кости, крепится к основанию второй пястной кости. Главный сгибатель кисти. Хорошо виден, особенно при сжатом кулаке.
  4. Локтевой сгибатель запястья, начинаем рисовать от медиального надмыщелка плечевой кости и локтевой кости, крепим линиями к гороховидной кости и пятой пястной кости. Помогает сгибанию кисти и приводит её к локтевой стороне.
  5. Длинная пальцевая мышца, сгибает указательный, средний и безымянный пальцы. Прорисовывается по предплечью и кисти.
  6. Длинная сгибатель большого пальца кисти, сгибает большой палец. Прорисовывается по предплечью и кисти. 
  7. Глубокий сгибатель пальцев, сгибает дистальные фаланги всех пальцев, кроме большого. Эти мышцы находятся глубоко и менее заметны.

Задняя группа предплечья и кисти

  1. Локтевой разгибатель запястья, начинаем прорисовывать от латерального надмыщелка плечевой кости, крепим к основанию пятой пястной кости. Разгибает кисть и отводит её к локтевой стороне.
  2. Лучевой разгибатель запястья, начинается от латерального надмыщелка плечевой кости, крепится к основанию второй пястной кости. Разгибает кисть.
Рисование мышц рук человека

Шаг 6. Рисование мышц ног человека

Нога делится на бедро, голень и стопу. Бедро — крупнейшие мышцы тела находятся именно здесь.

  1. Четырехглавая мышца бедра, разгибает ногу в коленном суставе. Состоит из четырех мышц, прямой мышцы бедра, латеральной широкой мышцы, медиальной широкой мышцы и промежуточной широкой мышцы. Начинаем рисовать их от бедренной кости и ведём к надколеннику.
  2. Двуглавая мышца бедра, сгибает ногу в коленном суставе и разгибает бедро в тазобедренном суставе. Крепится к седалищной кости и бедренной кости, а также к большеберцовой кости и головке малоберцовой кости.
  3. Полусухожильная и полуперепончатая мышцы, начинаем прорисовывать от седалищной кости и проводим линии до большеберцовой кости.  Сгибают ногу в коленном суставе и разгибают бедро в тазобедренном суставе.
  4. Портняжная мышца, сгибает ногу в коленном и тазобедренном суставах. Крепится к подвздошной кости и к большеберцовой кости.
  5. Приводящие мышцы, приводят бедро к средней линии тела.

Голень и стопа

  1. Икроножная мышца, одна из самых заметных мышц голени, разгибает стопу. Начинаем рисовать от бедренной кости и ведём к пяточной кости через ахиллово сухожилие.
  2. Камбаловидная мышца, располагается под икроножной мышцей, помогает разгибать стопу. Крепится к большеберцовой и малоберцовой костям и к пяточной кости.
  3. Передняя большеберцовая мышца, сгибает стопу. Прорисовываем её от большеберцовой кости и проводим к клиновидной кости и первым трем плюсневым костям.

Суставы человека

Суставы – это невероятно важные элементы человеческой анатомии, обеспечивающие подвижность нашего скелета. Они представляют собой участки соединения костей, которые позволяют нам совершать разнообразные движения – от самых мелких и точных до мощных и сильных. Правильное изображение суставов в рисунке человека — ключ к созданию реалистичной и анатомически верной фигуры.

Типы суставов и их особенности при рисовании

Суставы классифицируются по нескольким признакам, но наиболее важной является степень их подвижности. К основным типам относятся:

Неподвижные (фиброзные) суставы – кости соединены плотной соединительной тканью, практически не позволяющей движения. Примеры: швы черепа. На рисунке их изображают как сплошное соединение костей, без видимого зазора.

Полуподвижные (хрящевые) суставы – Кости соединены хрящом, обеспечивающим небольшую степень подвижности. Примеры: соединения между позвонками. На рисунке их можно изобразить с небольшим зазором между костями, иногда намекая на хрящевую прослойку.

Подвижные (синовиальные) суставы – Это наиболее распространенный тип суставов, обеспечивающий широкий диапазон движений. Они характеризуются наличием суставной капсулы, суставной жидкости и различных вспомогательных структур (связок, менисков и др.). Изображение подвижных суставов требует большего внимания к деталям.

Основные подвижные суставы и их изображение

  1. Шаровидные суставы (например, плечевой и тазобедренный). Обеспечивают движение во всех направлениях. На рисунке важно показать округлую головку одной кости, входящую в углубление другой. Обратите внимание на то, как мышцы и связки окружают сустав, ограничивая его амплитуду.
  2. Вертлужные суставы (например, коленный). Позволяют сгибание и разгибание, а иногда и небольшое вращение. Коленный сустав – сложный, состоящий из нескольких костей и менисков. На рисунке необходимо отобразить контуры костей, а также наметить мениски для большей реалистичности.
  3. Блоковидные суставы (например, локтевой). Позволяют движение только в одном направлении (сгибание и разгибание). На рисунке это отображается как сочленение с выступающими частями костей, ограничивающими движение.
  4. Плоские суставы (например, суставы между костями запястья). Обеспечивают скольжение костей друг относительно друга. На рисунке эти суставы изображаются как небольшие, едва заметные соединения.
  5. Эллипсоидные суставы (например, запястно-пястный сустав большого пальца). Позволяют движение в двух плоскостях.

Заключение

Понимание анатомии человека и ее связь с движением и выражением — фундаментальное требование для художников, желающих создавать реалистичные и эмоционально выразительные рисунки. Используя основы анатомии, художники могут улавливать и передавать энергию, эмоции и повествование через силу человеческой формы.

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

Пробное занятие – это бесплатное занятие, на котором вы познакомитесь с наставником и на практике попробуете себя в желаемом направлении
Имя должно быть заполнено и содержать только буквы
Проверьте правильность номера
Проверьте правильность почты
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Записаться
на пробное занятие или получить консультацию

record