Страх сцены. Как преодолеть боязнь публичных выступлений? Практические советы по сценографии для начинающего артиста
Разумным результатом для вокалиста всегда является выступление на публике. Ведь все мы знаем, что хорошего артиста отличает не только умение владеть своим голосом, но также и навык правильного поведения на сцене. Сотни замечательных вокалистов так и остаются просто исполнителями, но не становятся артистами. Частая этому причина – боязнь или скованность в сценическом пространстве. В этой статье мы поговорим о том откуда берется боязнь сцены, как преодолеть этот страх и поделимся советами для успешного выступления на публике.
Откуда берется боязнь сцены и как её преодолеть?
Прежде чем работать над своим выступлением и устраивать разбор полетов, стоит разобраться чем вызван панический страх сцены. Вы можете сколько угодно заниматься вокалом, прекрасно петь, но выступления на публике будут даваться очень не просто. Почему? Первая и самая частая причина – неуверенность в себе. Человек, который плохо взаимодействует с самим собой в обычной жизни, себя не понимает или даже не любит, никогда не сможет дать зрителю ярких эмоций и феерии чувств после своего выступления. Связано это с тем, что сцена для эстрадного артиста – это, в первую очередь, взаимодействие со зрителем. То есть, выходя на сцену, вокалист поет не для себя и своего удовольствия, а для публики. Но, подумайте сами, как исполнитель, который стесняется себя сможет передать глубинные смыслы песни, спеть её чувственно и эмоционально? Поэтому со страхом, который родился из неуверенности в себе, нужно бороться. Во-первых, это важно для успешного выступления на публике. Во-вторых, обретенная уверенность в себе поможет и в обычной жизни.
В таких случаях очень помогают сеансы общения с психологом, потому что профессионал поможет вам быстро и эффективно. Если же вы планируете сделать все сами, советуем начинать борьбу с этим недугом с небольших выступлений. Например, перед друзьями или родственниками. Поверьте, даже небольшая, но любящая публика может вселить немалую уверенность в себе.
Другой частой причиной боязни сцены является плохо подготовленный материал для выступлений. Когда исполнитель на сцене сосредоточен только на себе и своем техничном исполнении – это видно, как никогда. Настоятельно рекомендуем выступать с песнями и материалом, которые вы долго и технично готовили. Потому что есть старая вокальная байка: «на занятиях песня должна быть готова на все 200%, потому что волнение на сцене съест 100%» — эта фраза хорошо описывает нужную степень подготовки песни к исполнению на сцене. Также нельзя забывать, что уверенность в себе и хорошо подготовленная песня – тоже не залог успеха.
Сценография и ее роль
Огромную роль в выступлении играет его сценография. Простыми словами, сценография – определение структуры номера. То есть перед тем, как выходить на сцену, стоит продумать, что вы вообще собираетесь на ней делать? Этот шаг лучше обсуждать с педагогом по вокалу или хореографом. Если таковых не имеется рядом, поделимся хорошим советом: подсмотрите сценографию у оригинального исполнителя песни.
Практические советы для выступления начинающему артисту
В самом начале планирования вашего выступления, очень советуем узнать на какой конкретно сцене предстоит выступить. Большая ли она? Пустая или на ней есть реквизит, задний фон или экран? Это важные факторы для любого выступления. С реквизитом можно взаимодействовать во время исполнения, на экран пустить видео-футаж для атмосферы.
Важно определить ключевые технические моменты выступления:
- Если в песне длинное вступление стоит определить из какой кулисы выходить в центр сцены.
- Если вступления нет, начинать нужно «с точки» (минусовка включается только тогда, когда вы уже стоите на сцене).
- Будете ли вы держать микрофон в руке или он будет находиться в стойке?
- В какую кулису уходить по завершению выступления? К примеру, на больших концертах после вашего выступления будет идти другой номер. И артист, который поет следом за вами, может выходить из другой кулисы. В таком случае, нужно передать микрофон другому участнику концерта в нужной кулисе сцены.
Определив скелет вашего перфоманса, можно уже начинать определять сценографию. К каждой песне она, конечно же, индивидуальна. Но есть стандартные сценические схемы, которыми пользуются многие именитые артисты.
Пример одной из них: 1 — ый куплет и припев поется на месте (в центре сцены), на 2 — ой куплет начинается движение вперед, на 2 — ой припев ход влево или вправо, ближе к кульминации песни возврат на центр сцены или выход на авансцену(самая близкая к зрителю часть сцены). Шаблоны хороши в своей простоте, но не всегда подходят и смотрятся органично. Самый главный совет здесь: пойте душой и старайтесь не просто хвастаться вокальными данными, а чувствовать и передавать то, о чем вы поете зрителю.
Золотые правила сцены
- Выступление начинается по центру сцены, за редкими исключениями.
- Заканчивать выступление тоже нужно не слева или справа, а по центру сцены или авансцены.
- Выходит артист с левой кулисы (с правой по отношению к зрителю), а уходит в правую. Здесь тоже возможны исключения.
- Сценический костюм и макияж должны быть яркими. И причина этому понятная – публика должна с большого расстояния видеть вас и ваше лицо, поэтому легкое утрирование с одеждой и косметикой на сцене – норма.
- Жесты и движения, которые используются на сцене тоже должны быть яркими. Если рука поднимается наверх, то не в кулаке, а ладонью – ярко, широким жестом. Это также нужно для восприятия зрителя.
- Находясь на сцене, взгляд должен быть обращен на зрительский зал.
- Важно находиться на сцене органично, следовательно «стоять столбом» не приветствуется. Это уже вопрос хореографии номера. Конечно же, лучше, чтобы хореографию ставил профессионал. Если такой возможности нет, можно подсмотреть пару сценических движений у оригинального исполнителя. Но, как мы писали выше, петь нужно душой. А когда подключаются эмоции и чувства не нужны никакие сложные танцевальные фигуры – все идет само, от чистого сердца.