Регистры голоса и их роль в пении. Техника использования вокальных регистров и их влияние на выражение эмоций в работе вокалиста
В мире музыки и вокального исполнения регистры голоса играют ключевую роль в создании уникального звучания и передаче эмоций. Понимание различных регистров голоса — это не только аспект технического исполнения, но и важный элемент искусства, позволяющий артистам больше выразить себя. В этой статье мы рассмотрим основные понятия о регистрах голоса, их типы, технику использования и эмоциональное выражение.
Общие понятия о регистрах голоса
Регистр голоса — это музыкальная последовательность, пропеваемая на одной высоте с одинаковой окраской звука в рамках одного диапазона. К примеру, когда вы намеренно поёте куплет песни гнусаво или легким воздушным звуком – это как раз-таки и называется пением в определенном регистре голоса. Также регистры голоса можно определить как диапазоны звуковых частот, которые человек способен производить.
Каждый регистр обладает своими характеристиками и звучанием, что позволяет вокалисту передавать разнообразные эмоции и стили исполнения. Понимание и использование различных регистров может значительно расширить вокальные возможности исполнителя. Принято считать, что вокальных регистров существует пять, но в последние годы певческая теория ушла далеко вперед. Теперь же, многие преподаватели вокала убеждены, что регистров голоса всего шесть.
- Свистковый – самый высокий регистр голоса человека. Звук при использовании этого регистра очень тонкий, звонкий и даже визгливый. Этот регистр используется при пении экстремально высоких нот.
- Головной (фальцетовый) – высокий регистр голоса. Пение в этом регистре легкое, полетное и звонкое.
- Носовой (твэнговый) – средний регистр голоса. Звук при таком пении направляется в пазухи носа, то есть в носоглотку. Использование этого регистра сопряжено с характерным «гнусавым» звучанием. Очень часто носовым регистром пользуются при пении высоких нот.
- Смешанный (микстовый) – средний регистр голоса. Пение здесь получается путем смешивания звука из двух регистров: грудного и головного. Таким образом, голос при использовании этого регистра звучит легче, чем в грудном, но плотнее, чем в головном.
- Грудной – также нижний регистр голоса. Пение в этом регистре бархатистое с ощутимой вибрацией в груди. По-другому его еще называют «речевым», потому что именно в этом регистре мы разговариваем.
- Штро-бас (фрай) – шумовой регистр голоса, который характеризуется низким, трескучим звучанием. Считается самым низким регистром голоса, благодаря нему создается большее количество экстремальных техник в вокале.
Техника использования вокальных регистров
Как мы определили выше, всего в вокале используется шесть регистров голоса, два из которых нижние, два средние и два высокие.
Для того, чтобы голос зазвучал в регистре штро-бас нужно, чтобы ваши голосовые связки вибрировали, но без какого-либо напряжение. Штро-бас – тот самый тип фонации, где звук производится посредством использования большого количества воздуха, он проходит через свободно колышущуюся голосовую щель. Так и создается такой «дребезжащий» звук. Пения в грудном регистре можно добиться куда проще. Достаточно просто проговорить нужную фразу, а затем пропеть в такой же громкости, с тем же напряжением в голосовых связках. Очень важно здесь проговаривать фразу в максимально громкой, но удобной динамике.
Головной регистр голоса уже более сложный к пониманию. Для того, чтобы нужный звук получился есть небольшой лайфхак: возьмите нужный отрывок песни и попробуйте петь фразу шепча, но не упуская нужные ноты. Здесь придется потренироваться, потому что прокачка этого регистра занимает время. Важно помнить, что пение в головном регистре не должно быть очень ярким и плотным. Звук во время исполнения должен быть звонким, легким и воздушным.
Для получения микстового или смешанного звука вокальную фразу нужно сначала пропеть в грудном, а затем в головном регистре. После этого важно найти ту самую «золотую середину», чтобы звук не был очень плотным, но и не был слишком воздушным и легким.
Носовой регистр просто поддается понимаю даже новичков. Чтобы «зазвучать в носу» нужно максимально гнусаво пропеть нужный музыкальный отрывок, а после этого, путем проб и ошибок, искать максимально приемлемое звучание в этом регистре. Свистковый регистр стал полноценной единицей в этом списке совсем недавно и это не с проста. Дело в том, что пение в этом регистре пригождается вокалистам крайне редко. Но с течением времени песен, в которых используется это звучание, стало больше. Так «свисток» и стал полноценным регистром. Как можно понять из названия регистра, пение в нем практически свист или писк. Петь им можно только на предельно высоких нотах, а получается он путем использования только задней части голосовых связок.
Влияние регистров голоса на эмоциональное выражение
Регистры оказывают значительное влияние на то, как воспринимается эмоция в пении. Низкие регистры могут передавать глубину и трагизм, в то время как высокие регистры могут быть использованы для выражения радости и легкости. Эмоциональная выразительность через регистры — это искусство, которое требует как техники, так и чувства. Именно поэтому любой уважающий себя артист, не поет в одном определенном регистре, а использует все их многообразие. К примеру, в сложных вокальных композициях, зачастую, вокалист успевает использовать более трех, а то и четырех регистров. Это показывает и его профессиональные навыки, но и что важнее, добавляет яркой эмоциональной окраски и динамике выступлению.
Заключение
Регистры голоса — это не просто научный термин, а ключ к расширению вокальных горизонтов и глубокому эмоциональному выражению. Умение контролировать и использовать различные регистры позволяет вокалистам создавать настоящие музыкальные шедевры. Понимание и практика техники работы с регистрами откроют новые перспективы как для профессиональных исполнителей, так и для любителей музыки.